6

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4251

Казанский Богородицкий монастырь – обитель чудотворной иконы Божией Матери

Казанский Богородицкий монастырь
Казанский Богородицкий монастырь – место, являющееся, пожалуй, одним из наиболее известных среди православных людей в «центре» Татарстана – Казани. И оно известно не только им. Монастырь знаком всем православным жителям Российской Федерации.
Место стремятся посетить не только любознательные и интересующиеся историей страны туристы, но и верующие во время паломничеств. И хотя здание Казанского Богородицкого монастыря (иногда употребляется название Казанско-Богородицкий монастырь) принято считать обителью исключительно верующих мужского пола, здесь есть специально предусмотренный корпус для монахинь. Изначально монастырь, что следует понимать, был девичьим. Во многом это обусловлено историей места и событиями, происходившими в XVI веке.
В материале публикации представлены основные сведения о Богородицком монастыре Казани. Информация станет полезной как для верующих людей, так и для простых туристов, планирующих посетить столицу Татарстана.

Мужской монастырь в Казани

Исключительно как мужской Казанский Богородицкий монастырь начал функционировать в первой половине XXI века (2005 год). Статус «Богородицкий мужской монастырь» сохраняется за ним до настоящего времени, однако, что было упомянуто, на территории его действует специальный корпус, предназначенный для монахинь.

История, кто построил

Согласно историческим данным, летом 1579 года на месте будущего Богородицкого монастыря маленькая девочка по имени Матрона обрела казанскую икону Божией Матери. Она «шла по наводке», данной ей не наяву, а во сне. Повесть об этом событии и о первых других, по-настоящему чудесных, не поддающихся логическому объяснению, была составлена Ермолаем – священником, который спустя время стал патриархом (получил звание патриарха не только Московского, но и всея Руси, был в соответствующем статусе с 1606 года по 1612).
На месте обретения иконы Божией Матери в этом же году (1579) было принято решение основать Богородицкий монастырь (изначально женский, то есть девичий), что подтверждается специальным указом, который был издан первым венчанным царем всея Руси Иваном Грозным. В Богородицком монастыре первой монахиней стала Матрона. Дальнейшая ее судьба после пострига неизвестна.
Все эти события были особенно важными для Казанской Епархии, образованной в 1555 году.
Интересный факт: казанская икона Божией Матери была взята «армией» Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в поход 1612 года (поход на Москву). Это может показаться актом богохульства, но он был благословлен патриаршим местоблюстителем митрополитом Ефремом. Переживать не стоит: подлинник остался в целости. Казанская икона Божией Матери была возвращена туда, как говорят историки, где ей «самое место».
Еще один интересный факт: в Казанском соборе в Москве (Красная площадь) в одно время «стоял» почитаемый список, который некоторые туристы и местные жители воспринимали в качестве подлинника иконы.
Популярность Казанско-Богородицкий монастырь (также монастырь или собор казанской иконы Божией Матери) обрел благодаря масштабному паломничеству, что сделало его известнейшей святыней крупных регионов в составе Среднего Поволжья и даже святыней России.
После издания Иваном Грозным уже упомянутого указа начались строительные работы. Монастырский комплекс был возведен к концу XVI века. Тогда начал править Федор Иоаннович. После освящения икона казанской Божьей Матери в сопровождении крестного хода верующих была перенесена в главное здание.
Когда пришли времена правления Романовых, комплекс получил статус популярнейшего паломнического центра. В это время (XVII-XVIII века) к образу Богоматери стремились «прикоснуться» десятки тысяч людей, искренне верующих в Бога и в чудо Божье.
Вторая половина XVIII века, что обусловлено «новой имперской политикой», нацеленной на снижение уровня значимости храмов, привела к тому, что рассматриваемая святыня получила статус обители «второго класса». Однако все вернулось на круги своя в XIX веке.
Комплекс подвергся нещадному уничтожению во время «набега» Пугачева (XVIII век). Потому как «святейшие» стены не дали «варварам» убивать верующих и местных жителей прямо в главном здании, войска с радостью расстреливали из пушек прилегающие постройки.
«Несладко» пришлось комплексу и годами позже (1815 год). Тогда страшный пожар, признанный одним из сильнейших в казанской истории, разрушил многие деревянные сооружения и здания комплекса. Это повлекло за собой необходимость тотальной реконструкции. Часть объектов была полностью уничтожена, некоторые требовали проведения ремонтных работ. В это время в обители пребывало примерно 100 монахинь и послушницы.
К началу XX столетия (уже после восстановительных работ) количество монахинь резко увеличилось и стало составлять 500 женщин. Примерно в это же время о монастыре вновь стали говорить многие верующие страны. Однако это было вызвано не совсем хорошим событием: из монастыря были «вынесены» некоторые иконы, в том числе и казанской Богоматери, а также другие ценности.
После революции, то есть в советское время, все здания и земли в составе комплекса перешли в собственность государства. Монахини тогда решили «зарегистрироваться» в статусе товарищества, которое в 30-е годы было насильно «переселено» в Петропавловский собор. Весь комплекс по инициативе советских властей был почти «полностью уничтожен». Здание стали использоваться не по назначению.
В 40-е годы в стенах Настоятельного и Никольского корпусов (Настоятельный и Никольский соборы) работала табачная фабрика. Во времена хрущевской оттепели земли бывшего комплекса «обросли» жилыми домами, люди к сохранившимся храмам в силу кощунства просто пристраивали гаражи и устраивали в них кладовые. Крестовоздвиженская церковь (также Крестовоздвиженский храм) была и вовсе переделана под общежитие.
Сохранившиеся храмы начали возвращаться в руки верующих только в 90-е годы прошлого века. Фабрика по производству табака была перенесена, спустя время были начаты масштабные работы по реставрации. Сначала была восстановлена Софийская церковь, а после и Крестовоздвиженский храм.
В 2015 году администрацией Татарстана был издан указ о «возрождении» Казанского собора чудотворной иконы Богородицы.
В настоящее время комплекс сохраняет статус важнейшего объекта для Казанской Епархии РПЦ (Русской православной церкви). Все объекты, в том числе Крестовоздвиженская церковь, а также другие, возвращены верующим. Исключение – колокольня, которую так и не удалось восстановить. Посмотреть на нее можно только на старых фотографиях или на макетах.

Где находится

Богородицкий женский монастырь, ныне монастырский комплекс во главе с Казанским собором, который окружен Софийской церковью и Крестовоздвиженской церковью, другими зданиями, находится в Казани (республика Татарстан).
Точный адрес церкви в Казани: Большая Красная ул., 5. Это видно на интерактивных картах онлайн.

Софийская церковь, ее восстановление
софийская церковь казань

Она в составе комплекса общего комплекса чудотворной казанской иконы подвергалась разрухе не реже и не меньше, чем прочие храмы. Церковь была передана в руки верующих в 1994 году. Восстановительные работы двигались очень медленно. Спустя 10 лет, например, и внутри, и снаружи церковь все еще выглядела «потрепанной». В то время там находилось лишь несколько икон, подаренных другими церквями.
Эта церковь – одно из самых древних сооружений комплекса. Освящена и возрождена была чуть раньше, чем прочие здания. Сегодня она представляет собой небольшой действующий храм, который полюбился туристам и паломникам. Основная святыня – икона мученицы Елизаветы.

Крестовоздвиженский храм
крестовоздвиженский храм казань

Этот храм представляет собой часть большого и даже масштабного строения с двумя просторными этажами. Он стал последним сооружением в монастырском Богородицком комплексе. Дата «первой постройки» – 80-е годы XIX века. Во времена Советов здание использовалось местным институтом.
Реставрационные и восстановительные работы были начаты в XXI веке. Иконостас восстанавливали специалисты из Софрино. Рядом было специально предусмотрено место для списка чудотворной иконы, принесенной в дар Римским папой.
Храм располагается рядом с Софийской церковью.

Казанская икона Божией Матери

Она является почитаемой чудотворной иконой Богородицы. Отнесена к самым чтимым иконам Русской православной церкви.
Иконографической основой иконы является сокращенный вариант, то есть традиционный тип изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Это иконописный образ, созданный еще Лукой (евангелист). Принято считать, что эта икона и подобные ей восходят к образу, который хранился в одном из знаменитых древних храмов Константинополя.

История обретения иконы
казанская икона божьей матери

Краткие данные об истории обретения уже были показаны в разделе «История». Они подтверждаются мнением ряда священников, описывающих события 70-80-х годов XVI века аналогичным образом.
Внесем уточнение: события приходятся на время, когда пожар в Казани 1579 года уничтожил большую часть деревянного города. Матроне, которая тогда была простой маленькой девочкой, во сне явилась Богородица и дала «указание» найти ее икону на пепелище, показав определенное место. Этим местом был сгоревший дом с печью. Примерно на глубине метра Матрона в результате поисков смогла внутри печи обнаружить икону.
Днем обретения иконы, официально признанным сегодня, является 8 июля 1579 года. В наше время в этот день принято отмечать общецерковный праздник.
Есть несколько интересных фактов, касающихся истории иконы. Расскажем о них:
• в XIX веке было множество споров на тему того, где именно находится подлинный вариант иконы. Многие ученые того времени и современные исследователи, что противоречит мнению меньшинства, полагали и полагают, что подлинник всегда находился в Казанском монастыре (кроме времени похода Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского);
• в июне 1904 года икона была украдена. Вместе с ней злоумышленники выкрали из здания деньги из свечных ящиков. И хотя многие считают, что виновников не нашли, это не так. Их быстро обнаружили. «Зачинщиком» стал Варфоломей Чайкин, являвшийся крестьянином. С ним «работали» сообщники. Беда в том, что в ходе следствия было выяснено, что иконы и деньги были сожжены;
• из второго пункта вытекает еще один факт, хотя он носит скорее характер догадки. Есть мнение, что иконы не были уничтожены, а проданы. Есть и такая точка зрения, согласно которой он изначально вместе с сообщниками ошибочно украл копию;
• среди монахинь монастыря в одно время ходило предание, что последняя «начальница» (игуменья) во времена хищения иконы часто подменяла ее списком. Отсюда третье интересное мнение по поводу событий 1904 года: оно касается того, что украден был именно список;
• небольшая группа современных ученых и исследователей придерживается мнения, что в настоящее время икона находится в храме Ярославских Чудотворцев на месте одного из казанских кладбищ;
• согласно некоторым преданиям, чудеса от иконы начали «исходить» уже в момент перенесения в храм. Тогда, что было рассказано священником Ермолаем (уже в статусе митрополита), два слепца обрели зрение.